Музеи

Музеи
(греч. museion - место, посвящённое музам, храм муз; от musa - муза)
   — учреждения культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. М. удовлетворяют познавательные и образовательные потребности личности.
   В России музейное просветительство ведёт историю от "Кунсткамеры" (1714) - первого общедоступного, публичного музея. На рубеже 18-19 вв. в России возникли первые учебные М.: Горного института в С.-Петербурге, Зоологический ("Кабинет естественной истории"), Ботанический ("Гербарий") и Минералогический при Московском университете, М. при горной школе в Иркутске. В 19 в. открылись для публичного посещения Оружейная палата в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. Сложилась система художественных, исторических, краеведческих, педагогических (см. Музеи педагогические) и др. М.
   Музейное дело в России тесно связано с реформами образования, с развитием наглядных методов обучения. В 19 в. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. С середины 70-х гг. 19 в. роль учебно-образовательного центра играл Политехнический музей. В 1886 в Историческом музее проводились экскурсии для воспитанниц гимназий, с 1913 осуществлялась подготовка педагогов к музейной деятельности и др. Значение образовательных аспектов М. подчёркивали деятели внешкольного образования Н.Ф. Фёдоров, Е.Н. Медынский, М.В. Новорусский и другие, а также теоретики экскурсионной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, А.В. Бакушинский и др.).
   После 1917 просветительские идеи в музееведении получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались детские М. и выставки (Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко, Я.П. Мексин), внедрялись методики активизации юных посетителей, проводились социологические исследования школьной аудитории (впервые - в Третьяковской галерее под руководством Л.В. Розенталя). В 1923 Исторический музей устроил выставку "Музей и школа". В М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. Однако, начиная с 20-х гг. приоритетной стала т.н. "школоцентристкая" концепция, согласно которой музейно-образовательная деятельность ставилась в полную зависимость от педагогических установок в сфере образования. Исследования в сфере образовательных проблем музейной деятельности были прекращены. Ведущую роль стала играть концепция "музея-учебника", при которой экспонаты служили иллюстрацией к учебному материалу школьных программ.
   Лишь с конца 80-х - начала 90-х гг. начался поиск новой модели образовательной концепции М. Музей стал рассматриваться как социальный институт, дающий образец восприятия классического наследия и современной культуры и ориентированный на развитие личности. Педагогические возможности М. используются при создании комплексных образовательных программ, факультативных циклов, клубных форм деятельности. Педагоги совместно с музейными работниками участвуют в разработке музейных проектов в области образования. Получила развитие музейная педагогика.
   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 150)

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Музеи" в других словарях:

  • Музеи — и выставочные залы. Музеи и выставочные залы Исторические музеи. Историко революционные музеи 2. Рабочий кабинет и комната В. И. Ленина в Смольном 3. Переулок Ильича, 7/4 4. Улица Ленина, 52/9 5. Набережная реки Карповки, 32 6. 10 я Советская… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Музеи —       Первый русский публичный музей Кунсткамера создан в Петербурге по инициативе Петра I в 1714 (открыт в 1719). В 1732 основан Музей военно учебных заведений (с 1888 музей 1 го кадетского корпуса, в 1924 переименован в Меншиковский… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • МУЗЕИ — (от греч. museion храм муз) научно исследовательские и научно просветительские учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев: научно… …   Большой Энциклопедический словарь

  • музеи — музеи. Первыми московскими учреждениями музейного характера, хранившими в основном реликвии и раритеты, считаются ризницы и церквей и , которая уже в XVII в. имела своего рода экспозиционный зал. С XVIII в. получили распространение частные… …   Москва (энциклопедия)

  • Музеи — (греч. muséion место, посвященное музам, храм муз, от músa муза)         научные, научно просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной… …   Большая советская энциклопедия

  • Музеи —         музыкальные науч. и культ. просвет. учреждения, осуществляющие собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников муз. культуры. По содержанию и характеру можно выделить М.: муз. инструментов, муз. мемориальные, муз.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музеи — Главный вход Британского Музея в Лондоне Музей (от греч. μουσεῖον дом Муз) учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также… …   Википедия

  • Музеи — (museum, μουςειον) так в древности назывался храм муз и вообще место, посвященное музам, т. е. науке, поэзии и искусству. Такие М. были в Афинах, Трезене, Стагире, Пергаме, Антиохии, Византии; но самым величайшим М. в древности был… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • музеи — (от греч. muséion  храм муз), научно исследовательские и научно образовательные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. Типы музеев: научно… …   Энциклопедический словарь

  • МУЗЕИ — (греч. museion место, посвящённое музам, храм муз, от musa муза), учреждения, осуществляющие отбор, науч. исследование и хранение памятников культуры и иск ва. Деятельность М. направлена на удовлетворение образоват. и творческих интересов… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»