- Музеи
- (греч. museion - место, посвящённое музам, храм муз; от musa - муза)— учреждения культуры, осуществляющие сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. М. удовлетворяют познавательные и образовательные потребности личности.В России музейное просветительство ведёт историю от "Кунсткамеры" (1714) - первого общедоступного, публичного музея. На рубеже 18-19 вв. в России возникли первые учебные М.: Горного института в С.-Петербурге, Зоологический ("Кабинет естественной истории"), Ботанический ("Гербарий") и Минералогический при Московском университете, М. при горной школе в Иркутске. В 19 в. открылись для публичного посещения Оружейная палата в Москве и Эрмитаж в С.-Петербурге. Наряду с крупнейшими М. (Промышленный в Петербурге, Политехнический и Исторический в Москве) возникло ок. 80 местных М. Сложилась система художественных, исторических, краеведческих, педагогических (см. Музеи педагогические) и др. М.Музейное дело в России тесно связано с реформами образования, с развитием наглядных методов обучения. В 19 в. М. рассматривался как важнейшее средство внешкольного образования. С середины 70-х гг. 19 в. роль учебно-образовательного центра играл Политехнический музей. В 1886 в Историческом музее проводились экскурсии для воспитанниц гимназий, с 1913 осуществлялась подготовка педагогов к музейной деятельности и др. Значение образовательных аспектов М. подчёркивали деятели внешкольного образования Н.Ф. Фёдоров, Е.Н. Медынский, М.В. Новорусский и другие, а также теоретики экскурсионной школы (И.М. Гревс, Н.А. Гейнике, А.В. Бакушинский и др.).После 1917 просветительские идеи в музееведении получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались детские М. и выставки (Н.Д. Бартрам, А.У. Зеленко, Я.П. Мексин), внедрялись методики активизации юных посетителей, проводились социологические исследования школьной аудитории (впервые - в Третьяковской галерее под руководством Л.В. Розенталя). В 1923 Исторический музей устроил выставку "Музей и школа". В М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. Однако, начиная с 20-х гг. приоритетной стала т.н. "школоцентристкая" концепция, согласно которой музейно-образовательная деятельность ставилась в полную зависимость от педагогических установок в сфере образования. Исследования в сфере образовательных проблем музейной деятельности были прекращены. Ведущую роль стала играть концепция "музея-учебника", при которой экспонаты служили иллюстрацией к учебному материалу школьных программ.Лишь с конца 80-х - начала 90-х гг. начался поиск новой модели образовательной концепции М. Музей стал рассматриваться как социальный институт, дающий образец восприятия классического наследия и современной культуры и ориентированный на развитие личности. Педагогические возможности М. используются при создании комплексных образовательных программ, факультативных циклов, клубных форм деятельности. Педагоги совместно с музейными работниками участвуют в разработке музейных проектов в области образования. Получила развитие музейная педагогика.(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 150)См. также Музеи педагогические
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2006.